Юрий Трутнев провел Совет округа

28.11.2018 17:01:24 (GMT+12)

Юрий Трутнев провел Совет округа
27 ноября во Владивостоке Заместитель Председателя Правительства РФ – полномочный представитель Президента РФ в ДФО Юрий Трутнев провел заседание Совета округа. В повестке обсуждения – интеграция Забайкальского края и Республики Бурятия в Дальневосточный регион, разработка национальной программы развития Дальнего Востока, выполнение Указа Президента от 07 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», строительство социальной инфраструктуры в точках экономического роста регионов ДФО.

В мероприятии приняли участие Министр РФ по развитию Дальнего Востока Александр Козлов, руководители дальневосточных регионов, представители федеральных органов исполнительной власти, сотрудники научных учреждений, правоохранительных и контрольно-надзорных ведомств.


СТЕНОГРАММА ЗАСЕДАНИЯ СОВЕТА ПРИ ПОЛНОМОЧНОМ ПРЕДСТАВИТЕЛЕ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ДАЛЬНЕВОСТОЧНОМ ФЕДЕРАЛЬНОМ ОКРУГЕ

Вступительное слово Заместителя Председателя Правительства РФ – полномочного представителя Президента РФ в ДФО Юрия Трутнева:

Сегодня на Заседании Совета присутствуют руководители двух новых субъектов Российской Федерации – Забайкалья и Бурятии, в соответствии с указом Президента Российской Федерации от 3 ноября 2018 года эти территории отнесены к Дальневосточному федеральному округу.

Соответственно, на эти территории будет распространено действие всех законов, принятых для ускорения развития Дальнего Востока.

На данных территориях будут работать созданные нами институты развития - Фонд развития Дальнего Востока должен начать отбор проектов для предоставления финансирования. Необходимо также найти возможность для выделения дополнительных средств на развитие социальной инфраструктуры, поскольку по регионам Дальнего Востока средства, выделенные на социальную инфраструктуру, уже распределены.

Вся работа по распространению преференций должна быть закончена до конца текущего года.

На этой неделе планирую посетить Бурятию и Забайкалье, с главами регионов обсудим, что необходимо сделать для улучшения социально-экономического состояния территорий. Работы предстоит немало.

Теперь о сегодняшнем Заседании Совета. Остановлюсь на трех наиболее важных вопросах.

Первое – обсудим работу по итогам майского (2018 года) указа Президента. Хочу напомнить только несколько показателей, на которые мы должны выйти к 2024 году: средняя продолжительность жизни должна составить 78 лет, 50% региональных дорог должны соответствовать нормативному состоянию, количество благоустроенных дворовых территорий должно увеличиться в 28 раз, доля ветхого и аварийного жилищного фонда должна быть поэтапно устранена.

По всем этим показателям состояние дел на Дальнем Востоке существенно хуже, чем в среднем в Российской Федерации. Таким образом, в рамках исполнения 204 указа, перед нами стоит задача не только двигаться в одном темпе со всеми российскими территориями, но и двигаться значительно быстрее, для того, чтобы ликвидировать накопленные за десятилетия отставания.

Ряд необходимых решений Правительством уже принято, поговорим об этом подробнее. Отмечу, что принято важное решение, что все эти показатели должны быть достигнуты по каждому субъекту РФ. Никакие средние показатели учитываться не будут.

Второе – на четвертом Восточном экономическом форуме Владимир Владимирович Путин поставил задачу разработать программу развития Дальнего Востока до 2025 года, с перспективой продления до 2035 года. Программа должна стать интегральным документом, который объединит все меры по улучшению состояния экономики, медицины, образования, транспорта, культуры, спорта и всех других направлений жизни дальневосточников.

Для того, чтобы учесть мнение всех людей, проживающих на огромной территории Дальнего Востока России, мы предлагаем провести обсуждение национальной программы в три этапа.

Первое – это обсуждение на уровне муниципалитетов, как в очном режиме, так и с использованием электронных сервисов. Эскиз сайта, на который люди смогут отправить свои предложения, уже разработан. Сегодня обсудим его вместе.

Второй этап – это обсуждение на уровне субъекта Российской Федерации, где должны быть сведены предложения, поступившие с территорий, к участию в обсуждении должны быть привлечены общественные организации, представители законодательной власти, научных учреждений, все те люди, которым не безразлично будущее своих городов и населенных пунктов.

Наконец, на третьем этапе мы должны провести работу по обобщению всех предложений по регионам на федеральном уровне. В этой работе также активное участие примут Государственная Дума, Совет Федерации, предпринимательские сообщества, общественные объединения.

И, наконец, третий вопрос повестки – строительство новых социальных объектов в центрах экономического роста регионов Дальнего Востока. На цели строительства и модернизации школ и больниц, детских садов, профтехучилищ выделено 56,3 млрд. со сроком до конца 2020 года. За эти три года должно быть построено: 26 школ и детских садов, 21 больница, 7 центров культуры, 28 спортивных объектов, реконструировано должно быть: 2 аэропорта, автомобильные дороги, объекты ЖКХ. В том числе, до конца текущего года должно быть завершено 49 объектов. Я просил каждого губернатора, присутствующего здесь, взять строительство под личный контроль. Сейчас обсудим, как идут дела.

Доклад Министра РФ по развитию Дальнего Востока Александра Козлова:

В докладе будет представлена информация по трем направлениям. Первое – текущий статус регионов Дальнего Востока в федеральных проектах. Второе направление – учет в федеральных проектов клевых мероприятий, предложенных вами в процессе подготовки правительственной комиссии, которая прошла 10 августа на Камчатке. Мы с вами вместе готовили заседание президиума Госсовета, который проходил на ВЭФе во Владивостоке. Третье направление – системные решения, которые в рамках поручений Президента и Председателя Правительства РФ приняты по итогам заседания президиума Госсовета, правительственной комиссии и совещании Президента с членами Правительства в июле 2018 года.

Первое направление. Согласно дорожной карте по поручению Председателя Правительства РФ от 22 мая 2018 года подготовка к реализации указа Президента 204 работа по формированию федеральных проектов будет завершена 30 декабря. Это срок для утверждения федеральных проектов и региональных составляющих этих проектов. То есть 30 декабря федеральные органы власти в виде министерств должны сверстать и каждый должен увидеть себя там в лице наименований своих проектов. На финансирование 77 федеральных проектов – это 66 федеральных проектов в рамках 12 национальных проектов и 11 федеральных проектов комплексного плана модернизации расширения магистральной инфраструктуры до 2024 года предусмотрено 26,3 трлн рублей. Из них 49 процентов составляют средства федерального бюджета. Это 13 трлн рублей. 34 процента – внебюджетные источники. Это 8,9 трлн рублей. Это деньги корпораций и иных участников, которые задействованы в процессе. А 17 процентов – это средства региональных бюджетов. Это 4,4 трлн рублей.

В первые три года реализации указа 2019-2021 год проектом федерального бюджета предусмотрено 5,6 трлн рублей, из них 1,6 трлн рублей уже распределены по регионам.

Разделы национальных программ по годам. Бюджетный трансферт. 5 столбец – это то, что уже из этих средств распределено на Дальнем Востоке.

Динамика идет с изменениями. Но на сегодняшний день доля Дальнего Востока 8 процентов. Мы видим информацию по каждому разделу.

Информация подготовлена на основании проекта федерального бюджета, опубликованного на сайте Государственной Думы и проектов паспортов федеральных проектов, направленных федеральными министерствами в Минвостокразвития России.

На слайде 4, 5, 6, 7 представлено второе направление - учет в федеральных проектах ключевых мероприятий, предложенных вами в процессе подготовки. Мы объединили эти мероприятия в 4-6 слайд. Прошу обратить внимание на объем заявленной потребности и фактическое представление средств. Данные по потребностям взяты из материалов рабочей группы по подготовке заседания президиума Госсовета и соответственно нужно будет оценить ресурсы, которые вы заявляли, которые получили, с целевыми показателями, предусмотренными соглашениями, которые будут с вами формироваться отраслевыми ФОИВами. Это необходимо для оценки достаточности ресурсов, для достижения целевых показателей. При необходимости нужно поставить вопрос перед отраслевыми министерствами о выделении дополнительных ресурсов для достижения целевых показателей и самое главное, об этом Юрий Петрович уже сказал, у нас есть отклонение по ряду показателей, которые накоплены десятилетиями. Это вопросы аварийного жилья, демографии, рождаемости, смертности, связанные с состоянием дорог. На Дальнем Востоке численность населения малая, а протяженность региона достаточно большая. Нужно сопоставить все эти данные с требованиями, которые будут вам предъявлены для подписания соглашений. Это базовые цифры, которые лягут в основу вашей работы до 2024 года. Просьба на это обратит внимание. На слайдах представлены мероприятия, о которых вы заявляли, которые раньше не были предусмотрены федеральными структурами для достижения этих целей. Теперь ряд мероприятий учтен.

Необходимо обеспечить качественную и современную подготовку бюджетных заявок на представление межбюджетных трансфертов, разработку региональных нормативных актов, проектной документации, чтобы в полной мере получить необходимое финансирование. Хочу обратить внимание, что по многим мероприятиям от регионов требовались заявки на участие в конкурсных отборах. Например, по мероприятиям федерального проекта «Образование» в разделе укрепление материально-технической базы средних специальных учебных заведений такая заявка подана только одним регионом на 54 млн рублей при заявленной потребности всех регионов в 5,9 млрд рублей. Еще есть время, еще бюджетный год не начался. Подобные процедуры только в самом разгаре. Такие вопросы можно урегулировать.

Третья задача – в отдельных случаях участие регионов в распределении межбюджетных трансфертов ограничена условиями методик и правилами их предоставления. В этой связи я бы просил всех губернаторов провести аудит таких документов и еще раз взглянуть на уже действующие правила распределения и представления межбюджетных трансфертов с тем, чтобы выявить критерии условий, которые с учетом среднесрочной специфики, могут препятствовать выделению федеральных средств, и представить нам и отраслевым ведомствам соответствующие предложения. Особенно это касается ситуации с состоянием дорог. При подготовке заседания президиума Госсовета губернатор Амурской области поднимал вопрос, что сегодня в регионе по показателям 75 процентов и в принципе из будущих методик Минтранса он уже все выполнил. Провели ревизию. И появилась цифра, что 27. Уже базово начато, соответственно и финансирование будет предусмотрено. То же самое можно сказать о том, что это в разных отраслях у каждого из губернаторов это есть. То есть базовые цифры – с чего вы стартуете до 2024 года. Обратите на это внимание.

Слайд 7 – о системных решения Президента и Председателя Правительства РФ, принятые по итогам заседания президиума Госсовета, правительственной комиссии, которая прошла на Камчатке, совещании Президента РФ с членам Правительства РФ. Речь идет о специальных мерах для Дальнего Востока. Они требуют корректировки нормативной базы. Мы сейчас над этим работаем. Я хотел бы кратко на этом вопросе остановиться. По квоте для Дальнего Востока не менее 5,5 процентов расходов инвестиционного характера государственных программ решение уже имеется. Данный вопрос Юрий Петрович поднимал на уровне Президента РФ. Данная инициатива поддержана, вошла в протокол поручений по итогам заседания президиума Госсовета для нормативного закрепления данной позиции. Министерством подготовлен соответствующий проект постановления, направленный в Минфин и Минэкономразвития. Документ сегодня находится на рассмотрении.

Вопрос здравоохранения. По инициативе Минвостокразвития России для отдельных регионов дальнего Востока – это Магаданская область, Камчатка, Якутия, Чукотка - 18 октября внесено изменение в порядок правил распределения предоставлений и расходования субвенций из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования на исполнение переданных органам государственной власти субъектов Федерации полномочий в сфере обязательного медицинского страхования и методика распределения таких субвенций. Нам удалось поднять границу индекса бюджетных расходов, который фактически являлся дефлятором для пересчета стоимости услуг в каждом регионе с 3 до 4,5 процента. Это порядка 7-9 млрд рублей, которые ежегодно получат данные четыре региона. Были приняты правила, которые датировались еще 2012 годом. Мы вместе с вами готовили эти предложения, чтобы дефлятор должен быть не выше трех, а в наших регионах он – около 4,5, 4,3, 4,7. Это решение было принято. Считаем, что нужно бороться за Чукотку, потому что там дефлятор 12 процентов. Это единственный регион, который не разрешил свою ситуацию до конца. При учете своей работы вы должны понимать, что с конца 2019 года добавиться по линии ФОМС дополнительное финансирование, о котором неоднократно говорилось.

… доведено до 15 процентов. Это позволит влиять на строительство и качество жилья. Это возможность для губернаторов и мэров работать со строительными организациями, чтобы строить то жилье, которое действительно стоит израсходованных средств.

По дополнительным мерам рождаемости на Дальнем Востоке: единовременная выплата на первого ребенка и 30 процентов доплата к выплате материнского капитала. Минфином и Минтрудом определен источник финансирования на 2019 год. Это будет резервный фонд Правительства РФ. Последующий субсидии будут предоставлены из федерального бюджета. Обсуждается условие представления средств регионов для указанных выплат.

Расширен перечень льготников, обладающих правом на авиаперевозку по специальному тарифу: включены многодетные родители, установлен круглогодичный период льготных тарифов.

Также остается вопрос дорог.

Уважаемые коллеги! Все эти вопросы находятся на рассмотрении. Уважаемый Юрий Петрович, мы с вами проговаривали данные вопросы. Вы их поддержали. В ближайшую неделю будут проведены согласовательные совещания с коллегами из профильных ФОИВов, чтобы данные вопросы были зафиксированы, были в вставлены в план дальнейшей совместной работы с 2019 года.

Выступление заместителя Министра РФ по развитию Дальнего Востока Александра Крутикова:

15 декабря будет запущен сайт ДВ2025.ру, на котором любой житель Дальнего Востока, любой гражданин России сможет оставить предложение для включения в национальную программу развития Дальнего Востока. Структура сайта живая, может изменяться, дополняться, в том числе, по вашим предложениям.
Юрий Трутнев:

До этого времени, коллеги, надо посмотреть, может быть у вас будут предложения по улучшению структуры сайта.

Александр Крутиков:

До конца года на сайте стартует голосование по поступившим предложениям. С января заработает экспертное обсуждение, в котором будут принимать участие отобранные нами совместно с регионами лидеры общественных мнений, ученые, представители бизнес-объединений, другие эксперты. В проекте протокола сегодняшнего заседания сформулировано, какие действия нам необходимо предпринять на региональном уровне, чтобы жители были максимально информированы о работе этого сайте. Важно создать площадку для живого обсуждения предложений вне интернета. Для этого предлагается в каждом муниципальном районе или городском округе до 15 февраля провести общественные обсуждения для включения предложений в нацпрограмму, а до 15 марта их обобщить на региональном уровне и защитить перед законодательным собранием региона. Рекомендации по этим мероприятиям мы вместе с полпредством отправим вам в течение двух недель.

Мы планируем провести открытый отбор молодых людей, кто хочет участвовать в этой работе под названием «Дальневосточный призыв». Сформируем на базе двух федеральных университетов специальные студенческие команды. В качестве стимула Фонд развития Дальнего Востока готов запустить стипендиальную программу, параметры которой мы в ближайшее время вам представим. В марте на базе Дальневосточного федерального университета с участием молодежи мы проведем специальную форсайт-сессию, в ходе которой вместе с молодыми специалистами проговорим видение будущего Дальнего Востока.

Параллельно с общественным обсуждением будет идти работа в 25 отраслевых рабочих группах по основным направлениям экономического и социального развития Дальнего Востока. В их состав войдут представители федеральных министерств, регионов, бизнеса, экспертных организаций. Задача – сформулировать и проработать конкретные инициативы, которые в конечном итоге приведут к ускорению экономического роста и повышения качества жизни дальневосточников. Просим регионы до 7 декабря направить свои предложения по участникам этих рабочих групп.

До июня подготовить не только проект национальной программы по развитию Дальнего Востока, но и постараться сразу же оформить законодательное решение, которое необходимо для ее реализации. Этим будет заниматься отдельная рабочая группа на федеральном уровне, такие же рабочие группы мы предлагаем создать на региональном уровне. Группы, которые будут заниматься необходимым законодательным оформлением нацпрограммы, необходимо сформировать до 15 декабря.

Работа предстоит интенсивная, чтобы 1 июня внести проект программы в Правительство РФ, как это поручено. Для этого 1 апреля мы должны иметь на руках более или менее готовую редакцию программы, которую будем согласовывать в ведомствах и обсуждать уже с жителями, как готовое решение. Просим настроиться на совместную работу в интенсивном режиме.

Сейчас в целом ряде регионов идет работа по региональной стратегии. Сроки у всех разные. Кто-то готовит до 2032 года, есть даже стратегии до 2050 года. Эта работа должна быть синхронизирована. Стратегии развития регионов должны найти отражение в самой национальной программе, а дальше корректироваться со сроками нацпрограммы с перспективой до 2035 года.



Юрий Трутнев:

Мы по минимуму поставили выполнение тех целей, которые указаны в 204 майском указе Президента РФ. Главы регионов также должны обратить внимание и на другие проблемы, которые существуют в регионах. Национальная программа может и должна быть выше по целям, чем 204 указ, а ниже по целям – не имеет права, потому что есть задачи, поставленные Президентом РФ.

Сейчас надо всем хорошо поработать. Обязательно провести все три этапа, о которых я говорил. Это не значит, что мы с можем в каждой деревне привести в порядок дорогу или построить аэропорт. Может быть, и не в каждой. Но собрать предложения нужно со всех (муниципалитетов), оценить, насколько они обоснованы. Из этого и нужно создать программу развития Дальнего Востока. Еще раз подчеркну, по планке целей, по амбициозности она должна быть выше. Иначе нет смысла ее создавать. Если ее создавать, как обобщённый показатель нацпроектов, то это аналитика, учет предложений, а не работа для уровня национальной программы.

Церемония проведения итогов «Лучший павильон выставки «Улица Дальнего Востока», выступление Юрия Трутнева:

Здесь, на территории Владивостока проходил Восточный экономический форум. Его традицией стало проведение выставки «Улица Дальнего Востока». Эта выставка стала самой посещаемой частью форума.  Практически все гости форума обязательно проходят по набережной. Мы с вами уже четыре года назад договорились о том, что свои экспозиции на выставке представляют все дальневосточные субъекты РФ. Традиционно мы отмечаем тех, кто отнесся к этому максимально творчески, кто показал достоинства своего субъекта. В этом году мы проводили опрос. Второе место заняла Камчатка. Владимир Иванович (Илюхин), спасибо. (Аплодисменты). Первое место занял Сахалин.


Пресс-подход Юрия Трутнева по итогам заседания Совета при полномочном представителе Президента Российской Федерации в Дальневосточном федеральном округе

Вопрос: Юрий Петрович, как прошло заседание, чем все закончилось?

Юрий Трутнев: Мы вступаем в самые ответственный и для страны, и в еще большей степени для Дальнего Востока период. Сейчас идет завершение формирования национальных проектов. Одновременно мы приступили к разработке национальной программы развития Дальнего Востока.

Сегодня мы обсуждали, как сделать так, чтобы все жители Дальнего Востока приняли участие в создании нацпрограммы, чтобы эта программа действительно привела к улучшению жизни во всех городах, населенных пунктах Дальнего Востока. Это большая работа. Мы ее должны сделать до июня следующего года. В определенной степени она связана и с работой над национальными проектами.

Вопрос: Какие-то поручения дали по итогам?

Юрий Трутнев: Прежде всего поручения будут касаться губернаторов. Им необходимо организовать два первых этапа обсуждения. Первый этап пройдет в муниципалитетах. Чтобы каждый человек мог высказаться, будет очное общение. Разработан специальный сайт, на который люди могут отправить предложения по всем сферам жизни, начиная от медицины, спорта, дорог и других вопросов. Затем данные предложения будут обобщаться на уровне субъектов РФ. Два первых этапа работы должны быть организованы в регионах. Потом предложения будут обобщаться на федеральном уровне.

Вопрос: Юрий Петрович, что касается про водохозяйственный комплекс и про помощь малого и среднего бизнеса?

Юрий Трутнев: Мы обсуждали два вопроса, связанные с возможностью передачи сетей водохозяйственного комплекса в концессию.  Были предложения в этой части, но это была информационная часть. Решения будут принимать губернаторы самостоятельно: переходить ли на концессию, с какой компанией работать. Что касается второго вопроса, он касался предоставления финансовых ресурсов малому и среднему бизнесу, необходимости увеличения количества людей, занятых в малом и среднем предпринимательстве на территории Дальнего Востока. Есть соответствующий национальный проект, программа работы. Этот вопрос докладывал представитель Минэкономразвития. В работе участвовал Центробанк и Корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства.

Вопрос: Дальний Восток прибавил к себе еще два региона – Забайкальский край и Республику Бурятия. Появятся ли там ТОРы и будет ли распространена на них практика работы других дальневосточных регионов?

Юрий Трутнев: Я буду в Бурятии и Забайкалье буквально послезавтра. Будем знакомиться с субъектами. Ситуация там не очень простая. В целом с отчетными данными, я познакомился. Поэтому и принято решение о передаче этих субъектов в территорию Дальневосточного федерального округа, потому что это решение позволяет включить все институты поддержки. Мы за время работы создали более 30 законов, которые создают преференциальные условия для развития экономики Дальнего Востока. Созданы четыре института развития. Вся эта система начинает работать сразу же, как только решение о передаче данных субъектов в Дальневосточный федеральный округ принято. Нам потребуется некоторое время. В ряд законов нужно внести поправки, чтобы они начали работать в Бурятии и Забайкалье. Я совсем недавно ставил задачу коллегами, отметить мне на вопрос, в какие сроки это будет сделано. Министерство РФ по развитию Дальнего Востока вязло на себя обязательство, что выполнит эту работу до конца года. Соответственно с начала 2019 года территории опережающего развития, механизм свободного порта, все остальные механизмы, которые предусмотрены для Дальнего Востока, должны работать на территории этих двух субъектов. Институты развития должны включиться в работу уже сейчас.

Вопрос: Юрий Петрович, как вы оцениваете работу субъектов по строительству социальных объектов в центрах экономического роста?

Юрий Трутнев: Больших замечаний, чтобы кто-то не контролировал строительство, нет. В то же самое время по ряду субъектов есть некоторое отставание. Называть их сейчас не буду. Отставания не очень большие. Но всем коллегам-губернаторам сказал: если не уложитесь в бюджетный процесс и необходимый объем работ не будет выполнен до конца года, то использованные деньги будем снимать в пользу других субъектов, а вы будете достаивать объекты за свой счет. Уже заявились два субъекта – Забайкальский край и Республика Бурятия – у которых средства на строительство социальной инфраструктуры нет. Средства нужно найти. Но только за счет этого Забайкалье и Бурятию не поднять. Мы найдем решение этого вопроса.