Дальнему Востоку нужна долгосрочная программа модернизации дорог для привлечения средств

09.12.2016 11:09:00 (GMT+12)

Дальний Восток нуждается в программе модернизации автодорог на 10-15 лет вперед, это позволит привлекать в отрасль долговременные инвестиции на условиях государственно-частного партнерства. К таким выводам пришли опрошенные корреспондентами ТАСС эксперты в регионах.

"Для изменения качества жизни на Дальнем Востоке, сокращения оттока населения нужно развивать транспортную инфраструктуру. Длительный инвестиционный цикл дорожных проектов (от 10 лет) требует стратегического планирования дорожной сети на 10-15 лет. Важность проблем развития дорожного хозяйства требует принятия национальной программы модернизации и развития автомобильных дорог", - сказал ТАСС доцент Инженерной школы Дальневосточного федерального университета (ДВФУ), советник Российской академии архитектуры и строительных наук (РААСН) Лев Ким.

ДОЛГОСРОЧНЫЕ ИНВЕСТИЦИИ НА УСЛОВИЯХ КОНЦЕССИИ

Крупнейшими инвестиционными проектами в области дорожного хозяйства на Дальнем Востоке можно на сегодняшний день считать строительство автодороги "Обход Хабаровска" и создание транспортных коридоров "Приморье-1" и "Приморье-2" с автодорожной частью и привлечением инвесторов из Китая. И хабаровский, и приморский проекты планируется реализовать на условиях концессии и государственно-частного партнерства.

В частности, приморские власти ведут переговоры с крупной китайской корпорацией "Лунцзянь". Как отметил губернатор Приморского края Владимир Миклушевский, эти проекты требуют больших капиталовложений, и Приморье готово заключить с партнером концессионное соглашение, предусматривающее возврат инвестиций и дивиденды от дохода.

"Концепция развития транспортных коридоров была презентована на втором Восточном экономическом форуме. Финансовая модель одобрена правительством страны, предлагаем инвесторам форму государственно-частного партнерства. Уверен, реализация этих проектов принесет большой экономический эффект не только Приморскому краю, но и соседним провинциям Китая", - подчеркнул Владимир Миклушевский.

Транспортный коридор "Приморье-1" свяжет в том числе автодорогой приграничный китайский город Суйфэньхэ, станцию Гродеково, Пограничный район Приморья и порты на востоке края. По этому коридору грузы из китайской провинции могут следовать кратчайшим маршрутом в страны Азиатско- Тихоокеанского региона через российские порты на востоке Приморья.

В сентябре в рамках создания этого коридора был сдан первый участок новой современной автотрассы - 18 км в обход города Артема, готовы приступить к следующему этапу - Большого Камня. Транспортный коридор "Приморье-2" свяжет порты юго-запада Приморья - Посьет, Зарубино и Славянку - с провинциями Китая.

"ПЛАТОНОВЫ" РЕШЕНИЯ ДЛЯ ОБХОДА ХАБАРОВСКА

Хабаровские власти считают, что строительство автодороги в обход Хабаровска на условиях ГЧП и концессионного соглашения с Региональной концессионной компанией - это первый на Дальнем Востоке проект государственно-частного партнерства.

Срок строительства автодороги "Обход Хабаровска" составит четыре года, срок возврата частных инвестиций, вложенных в проект на условиях частно-государственного партнерства, - 15 лет эксплуатации дороги концессионером. "Переговоры с концессионером - Региональной концессионной компанией - находятся на завершающей стадии, на 12 декабря запланировано подписание концессионного соглашения. Нам удалось в процессе переговоров снять все разногласия, оговорить окончательную стоимость проекта - 41,1 млрд рублей, условия и сроки строительства и ход эксплуатации", - рассказал на пресс-конференции зампред правительства Хабаровского края Василий Шихалев.

Источником финансирования проекта со стороны федерации должны стать средства системы оплаты за проезд большегрузных автомобилей "Платон". В 2016 году они составят около 20 млрд рублей, вдвое больше ожидается в 2017 году. По словам Шихалева, на средства "Платона" претендуют сейчас пять проектов государственно-частного партнерства в сфере дорожного строительства, но хабаровский проект - "самый лучший по степени его готовности к началу реализации".

Из 41,1 млрд рублей чуть более 18 млрд рублей выделит федеральный бюджет, 12 млрд - частный капитал и 11,099 млрд - Хабаровский край, объяснил зампред. Платная трасса "Обход Хабаровска 13-42 км" призвана разгрузить центр города Хабаровска от транзитного транспорта и связать площадки территории опережающего развития (ТОР) "Хабаровск", а в перспективе - Китай (через Большой Уссурийский остров) и порты Хабаровского края (автодорога Хабаровск - Лидога - Ванино), а также ТОР "Хабаровск" и ТОР "Комсомольск".

Протяженность автодороги - почти 27 км. Проезжая часть шириной 15 метров, 4 полосы движения и максимальная разрешенная скорость 120 км/час позволит пропускать до 96 тыс. автомобилей в сутки. Трасса будет проходить через 5 транспортных развязок, 24 моста и путепровода. Также на различных участках установят 5 пунктов взимания платы барьерного типа.

Строительство будет осуществляться на условиях концессии, концессионер - ООО "Региональная концессионная компания" - консорциум АО "Газпромбанк" (25%), группы компаний "ВИС" (75%), строительный партнер - ОАО "Сибмост".

ПРОБЛЕМЫ ДОРОЖНОЙ СЕТИ

Среди факторов, влияющих на плохое качество строительства и ремонта дорог доцент Инженерной школы Дальневосточного федерального университета (ДВФУ), советник РААСН Лев Ким назвал отставание темпов развития дорожной сети от темпов роста автомобильных перевозок, которое ведет к возникновению системных транспортных заторов на внутригородских дорогах; коррупцию и недофинансирование; краткосрочную систему финансирования дорожного строительства, ведущую к удорожанию стоимости строительства.

По его словам, развитие транспортной инфраструктуры сдерживают зависимость регионов от федерального бюджета, неэффективность расходования средств на содержание дорог, дороговизна строительных материалов и недостаток квалифицированных кадров.

"На плохое качество строительства и ремонта дорог влияют моральное старение норм и сметных нормативов (устаревшая система ценообразования в дорожном строительстве); низкая инвестиционная привлекательность строительства дорог, препятствующая государственно-частному партнерству; недостаточный мониторинг состояния и развития сети дорог; недостаточное внедрение системы контроля достигаемых результатов и оценки эффективности управленческих решений", - сказал Ким.

По словам эксперта, чтобы решить существующие проблемы транспортной инфраструктуры на Дальнем Востоке, необходимо, в частности, оптимизировать соотношение расходов на строительство, ремонт и эксплуатацию, а также способствовать развитию дорожных предприятий. Это помогло бы ликвидировать монополизм, существующий сейчас в этой сфере, и создать здоровую конкуренцию.

Кроме того, считает Ким, необходимо привлекать к уголовной ответственности и отзывать допуски за грубое нарушение технологий строительства и ремонта и ввести общественный контроль за строительством и ремонтом дорог. Также, по его мнению, необходимо обновить нормативную базу, разработать территориальные строительные нормы, руководства и методики, включая сметные нормативы и обеспечить жесткий контроль выполнения на всех этапах работ.

"Встречные полосы должны иметь конструктивный разделитель; необходимо использовать системы подогрева наиболее нагруженных трасс в зонах с температурой ниже минус 10 градусов; обеспечить жесткий контроль весогабаритных параметров транспортных средств (большегрузов); внедрить "контракты жизненного цикла", гарантийный период эксплуатации подрядчиком до 24 лет в зависимости от категории дороги и вида дорожных одежд", - считает Ким.

НА КОНТРОЛЕ ОБЩЕСТВЕННОСТИ

Состояние дорожного хозяйства находится в центре внимания региональных активистов Общероссийского народного фронта. Так сахалинские "фронтовики" сетуют на ямочный ремонт дорог в регионе, а хабаровские - на низкую эффективность работы дорожных региональных предприятий.

"Больше всего нам не нравится ямочный ремонт. В свое время губернатор (Олег Кожемяко - прим. ТАСС) пришел и сказал - ямочного ремонта больше не будет! Первый год продержались, а в этом - все повторяется, этого ремонта хватает на год самое большее. Весной, когда начинается таянье снега, дорожное покрытие сдувается, и приходится опять тратить деньги и делать ремонт", - сказал ТАСС представитель регионального штаба ОНФ Анатолий Кобелев.

Как пример он привел дорогу Анива-Таранай на юге Сахалина. "Ежегодно тратят огромные деньги, а те же ямы на тех же местах", - сказал Кобелев. По мнению собеседника агентства, в настоящее время, когда дорожный фонд передан в ведение муниципалитетов, навести порядок на дорогах области можно и нужно.

"Раньше в районах не было средств на содержание дорог, область выдавала в зависимости от количества населения, от протяженности трасс. Сейчас в районах дорожный фонд, и если его целенаправленно распределять и правильно делать ремонт с гарантией на пять лет, я думаю, что порядок на дорогах можно навести", - отметил представитель регионального штаба ОНФ.

Он сообщил, что региональное отделение ОНФ постоянно держит на контроле ситуацию с дорогами в области. "Работаем, собираем документы, держим все на контроле. По проблемным моментам постоянно обращаемся к муниципальным и областным властям", - сказал Кобелев.

В свою очередь, сопредседатель Хабаровского регионального отделения ОНФ Сергей Мазунин отмечает, что необходимо реформировать систему управления дорожным хозяйством и предприятиями дорожной отрасли. "Наши общественные рекомендации по итогам 2015 года в части реформ в дорожной отрасли так и остались лежать "под сукном", - отметил Мазунин в беседе с корр. ТАСС.

ЗАДЕЛЫ БУДУЩЕГО ГОДА

6,8 млрд рублей предусмотрено в бюджете Приморского края в 2017 году на развитие дорог. При этом на содержание автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения планируется направить большую часть суммы - 2,396 млрд рублей, что больше на 8,1% уровня 2016 года.

Запланировано также строительство несколько важнейших для региона дорог. В частности, продолжатся работы на новой скоростной трассе Владивосток - Находка - Порт Восточный (часть транспортного коридора "Приморье-1"). В 2017 году работы будут идти на участке с 43 по 83 км трассы. В планах на 2017 год - строительство дороги в ТОР "Михайловский", нескольких мостовых переходов, в том числе до села Кроуновка Уссурийского городского округа. Мост, ведущий к этому селу, смыло паводком еще в 2015 году, а за 2016 год населенный пункт четыре раза оставался без связи с "большой землей" из-за размыва временной переправы.

Финансирование проведения дорожных работ в Якутии в этом году составило 19,2 млрд рублей, что на 5% больше. До конца года весь объем финансирования будет полностью освоен, сообщил ТАСС замминистра транспорта и дорожного хозяйства республики Сергей Владимиров. В 2017 году на развитие федеральных дорог в Якутии будет направлено 10,7 млрд рублей, в том числе на строительство и реконструкцию - 3,7 млрд рублей, на капитальный ремонт, ремонт и содержание - 7 млрд рублей. Предельные параметры бюджета по дорожному хозяйству в части региональных и местных дорог пока утверждены в сумме 3,7 млрд рублей.

В Хабаровском крае на дороги в этом году потратят около 3,5 млрд рублей. Объем бюджетных ассигнований регионального дорожного фонда в будущем году составит 4,3 млрд рублей. Средства направят на строительство, капитальный ремонт и содержание дорог. Из этих средств местные бюджеты получат около 1,2 млрд рублей субсидий на софинансирование расходных обязательств.

Как отметил зампред правительства Хабаровского края Шихалев, с федеральным правительством ведется работа по привлечению дополнительных средств на реконструкцию дорожного сети в Комсомольске-на-Амуре и модернизацию дороги Хабаровск - Комсомольск-на-Амуре.

Ранее президент России Владимир Путин в послании Федеральному собранию сказал, что в Москве и Санкт- Петербурге уже реализуются масштабные программы по модернизации дорожной сети, со следующего года такие проекты должны начаться и в других крупных городах и городских агломерациях, где проживают около 40 млн человек.

俄罗斯外交部驻符拉迪沃斯托克代表处 / Представительство МИД России во Владивостоке

https://vladivostok.mid.ru
E-mail: mfa-vlad@yandex.ru
邮箱:mfa-vlad@yandex.ru

俄罗斯外交部驻哈巴罗夫斯克代表处 / Представительство МИД России в Хабаровске

https://khabarovsk.mid.ru
E-mail: khabarovsk@mid.ru
邮箱:khabarovsk@mid.ru

俄罗斯外交部驻彼得罗巴甫洛夫斯克代表处 / Представительство МИД России в Петропавловске-Камчатском

http://www.kamchatka.mid.ru
E-mail: kamchatka@mid.ru
邮箱:kamchatka@mid.ru

俄罗斯外交部驻南萨哈林斯克代表处 / Представительство МИД России в Южно-Сахалинске

https://sakhalin.mid.ru
E-mail: sakhalin@mid.ru
邮箱:sakhalin@mid.ru

俄罗斯外交部驻雅库茨克代表处 / Представительство МИД России в Якутстке

https://yakutsk.mid.ru
E-mail: mid@sakha.ru
邮箱:mid@sakha.ru

俄罗斯外交部驻布拉戈维申斯克代表处 / Представительство МИД России в Благовещенске

https://blag.mid.ru/ru
E-mail: midamur@mail.ru
邮箱:midamur@mail.ru

中华人民共和国驻符拉迪沃斯托克总领事馆 / Генеральное консульство Китайской Народной Республики во Владивостоке

总领馆网址: http://vladivostok.chineseconsulate.org/chn
Сайт Генерального консульства: http://vladivostok.chineseconsulate.org/rus

中华人民共和国驻哈巴罗夫斯克总领事馆 / Генеральное консульство Китайской Народной Республики в Хабаровске

总领馆网址: http://www.chinaconsulate.khb.ru/rus
Сайт Генерального консульства: http://www.chinaconsulate.khb.ru/rus

«Партеры» — первый в Китае комплекстный сайт на русском языке
俄罗斯卫星通讯社 - 快讯和评论-广播、图片、视频、信息图表 | Sputnik China
Дальневосточное общество дружбы с Китаем