09.12.2016 11:09:00 (GMT+12)
Дальний Восток нуждается в программе модернизации автодорог на 10-15 лет вперед, это позволит привлекать в отрасль долговременные инвестиции на условиях государственно-частного партнерства. К таким выводам пришли опрошенные корреспондентами ТАСС эксперты в регионах.
"Для изменения качества жизни на Дальнем Востоке, сокращения оттока населения нужно развивать транспортную инфраструктуру. Длительный инвестиционный цикл дорожных проектов (от 10 лет) требует стратегического планирования дорожной сети на 10-15 лет. Важность проблем развития дорожного хозяйства требует принятия национальной программы модернизации и развития автомобильных дорог", - сказал ТАСС доцент Инженерной школы Дальневосточного федерального университета (ДВФУ), советник Российской академии архитектуры и строительных наук (РААСН) Лев Ким.
ДОЛГОСРОЧНЫЕ ИНВЕСТИЦИИ НА УСЛОВИЯХ КОНЦЕССИИ
Крупнейшими инвестиционными проектами в области дорожного хозяйства на Дальнем Востоке можно на сегодняшний день считать строительство автодороги "Обход Хабаровска" и создание транспортных коридоров "Приморье-1" и "Приморье-2" с автодорожной частью и привлечением инвесторов из Китая. И хабаровский, и приморский проекты планируется реализовать на условиях концессии и государственно-частного партнерства.
В частности, приморские власти ведут переговоры с крупной китайской корпорацией "Лунцзянь". Как отметил губернатор Приморского края Владимир Миклушевский, эти проекты требуют больших капиталовложений, и Приморье готово заключить с партнером концессионное соглашение, предусматривающее возврат инвестиций и дивиденды от дохода.
"Концепция развития транспортных коридоров была презентована на втором Восточном экономическом форуме. Финансовая модель одобрена правительством страны, предлагаем инвесторам форму государственно-частного партнерства. Уверен, реализация этих проектов принесет большой экономический эффект не только Приморскому краю, но и соседним провинциям Китая", - подчеркнул Владимир Миклушевский.
Транспортный коридор "Приморье-1" свяжет в том числе автодорогой приграничный китайский город Суйфэньхэ, станцию Гродеково, Пограничный район Приморья и порты на востоке края. По этому коридору грузы из китайской провинции могут следовать кратчайшим маршрутом в страны Азиатско- Тихоокеанского региона через российские порты на востоке Приморья.
В сентябре в рамках создания этого коридора был сдан первый участок новой современной автотрассы - 18 км в обход города Артема, готовы приступить к следующему этапу - Большого Камня. Транспортный коридор "Приморье-2" свяжет порты юго-запада Приморья - Посьет, Зарубино и Славянку - с провинциями Китая.
"ПЛАТОНОВЫ" РЕШЕНИЯ ДЛЯ ОБХОДА ХАБАРОВСКА
Хабаровские власти считают, что строительство автодороги в обход Хабаровска на условиях ГЧП и концессионного соглашения с Региональной концессионной компанией - это первый на Дальнем Востоке проект государственно-частного партнерства.
Срок строительства автодороги "Обход Хабаровска" составит четыре года, срок возврата частных инвестиций, вложенных в проект на условиях частно-государственного партнерства, - 15 лет эксплуатации дороги концессионером. "Переговоры с концессионером - Региональной концессионной компанией - находятся на завершающей стадии, на 12 декабря запланировано подписание концессионного соглашения. Нам удалось в процессе переговоров снять все разногласия, оговорить окончательную стоимость проекта - 41,1 млрд рублей, условия и сроки строительства и ход эксплуатации", - рассказал на пресс-конференции зампред правительства Хабаровского края Василий Шихалев.
Источником финансирования проекта со стороны федерации должны стать средства системы оплаты за проезд большегрузных автомобилей "Платон". В 2016 году они составят около 20 млрд рублей, вдвое больше ожидается в 2017 году. По словам Шихалева, на средства "Платона" претендуют сейчас пять проектов государственно-частного партнерства в сфере дорожного строительства, но хабаровский проект - "самый лучший по степени его готовности к началу реализации".
Из 41,1 млрд рублей чуть более 18 млрд рублей выделит федеральный бюджет, 12 млрд - частный капитал и 11,099 млрд - Хабаровский край, объяснил зампред. Платная трасса "Обход Хабаровска 13-42 км" призвана разгрузить центр города Хабаровска от транзитного транспорта и связать площадки территории опережающего развития (ТОР) "Хабаровск", а в перспективе - Китай (через Большой Уссурийский остров) и порты Хабаровского края (автодорога Хабаровск - Лидога - Ванино), а также ТОР "Хабаровск" и ТОР "Комсомольск".
Протяженность автодороги - почти 27 км. Проезжая часть шириной 15 метров, 4 полосы движения и максимальная разрешенная скорость 120 км/час позволит пропускать до 96 тыс. автомобилей в сутки. Трасса будет проходить через 5 транспортных развязок, 24 моста и путепровода. Также на различных участках установят 5 пунктов взимания платы барьерного типа.
Строительство будет осуществляться на условиях концессии, концессионер - ООО "Региональная концессионная компания" - консорциум АО "Газпромбанк" (25%), группы компаний "ВИС" (75%), строительный партнер - ОАО "Сибмост".
ПРОБЛЕМЫ ДОРОЖНОЙ СЕТИ
Среди факторов, влияющих на плохое качество строительства и ремонта дорог доцент Инженерной школы Дальневосточного федерального университета (ДВФУ), советник РААСН Лев Ким назвал отставание темпов развития дорожной сети от темпов роста автомобильных перевозок, которое ведет к возникновению системных транспортных заторов на внутригородских дорогах; коррупцию и недофинансирование; краткосрочную систему финансирования дорожного строительства, ведущую к удорожанию стоимости строительства.
По его словам, развитие транспортной инфраструктуры сдерживают зависимость регионов от федерального бюджета, неэффективность расходования средств на содержание дорог, дороговизна строительных материалов и недостаток квалифицированных кадров.
"На плохое качество строительства и ремонта дорог влияют моральное старение норм и сметных нормативов (устаревшая система ценообразования в дорожном строительстве); низкая инвестиционная привлекательность строительства дорог, препятствующая государственно-частному партнерству; недостаточный мониторинг состояния и развития сети дорог; недостаточное внедрение системы контроля достигаемых результатов и оценки эффективности управленческих решений", - сказал Ким.
По словам эксперта, чтобы решить существующие проблемы транспортной инфраструктуры на Дальнем Востоке, необходимо, в частности, оптимизировать соотношение расходов на строительство, ремонт и эксплуатацию, а также способствовать развитию дорожных предприятий. Это помогло бы ликвидировать монополизм, существующий сейчас в этой сфере, и создать здоровую конкуренцию.
Кроме того, считает Ким, необходимо привлекать к уголовной ответственности и отзывать допуски за грубое нарушение технологий строительства и ремонта и ввести общественный контроль за строительством и ремонтом дорог. Также, по его мнению, необходимо обновить нормативную базу, разработать территориальные строительные нормы, руководства и методики, включая сметные нормативы и обеспечить жесткий контроль выполнения на всех этапах работ.
"Встречные полосы должны иметь конструктивный разделитель; необходимо использовать системы подогрева наиболее нагруженных трасс в зонах с температурой ниже минус 10 градусов; обеспечить жесткий контроль весогабаритных параметров транспортных средств (большегрузов); внедрить "контракты жизненного цикла", гарантийный период эксплуатации подрядчиком до 24 лет в зависимости от категории дороги и вида дорожных одежд", - считает Ким.
НА КОНТРОЛЕ ОБЩЕСТВЕННОСТИ
Состояние дорожного хозяйства находится в центре внимания региональных активистов Общероссийского народного фронта. Так сахалинские "фронтовики" сетуют на ямочный ремонт дорог в регионе, а хабаровские - на низкую эффективность работы дорожных региональных предприятий.
"Больше всего нам не нравится ямочный ремонт. В свое время губернатор (Олег Кожемяко - прим. ТАСС) пришел и сказал - ямочного ремонта больше не будет! Первый год продержались, а в этом - все повторяется, этого ремонта хватает на год самое большее. Весной, когда начинается таянье снега, дорожное покрытие сдувается, и приходится опять тратить деньги и делать ремонт", - сказал ТАСС представитель регионального штаба ОНФ Анатолий Кобелев.
Как пример он привел дорогу Анива-Таранай на юге Сахалина. "Ежегодно тратят огромные деньги, а те же ямы на тех же местах", - сказал Кобелев. По мнению собеседника агентства, в настоящее время, когда дорожный фонд передан в ведение муниципалитетов, навести порядок на дорогах области можно и нужно.
"Раньше в районах не было средств на содержание дорог, область выдавала в зависимости от количества населения, от протяженности трасс. Сейчас в районах дорожный фонд, и если его целенаправленно распределять и правильно делать ремонт с гарантией на пять лет, я думаю, что порядок на дорогах можно навести", - отметил представитель регионального штаба ОНФ.
Он сообщил, что региональное отделение ОНФ постоянно держит на контроле ситуацию с дорогами в области. "Работаем, собираем документы, держим все на контроле. По проблемным моментам постоянно обращаемся к муниципальным и областным властям", - сказал Кобелев.
В свою очередь, сопредседатель Хабаровского регионального отделения ОНФ Сергей Мазунин отмечает, что необходимо реформировать систему управления дорожным хозяйством и предприятиями дорожной отрасли. "Наши общественные рекомендации по итогам 2015 года в части реформ в дорожной отрасли так и остались лежать "под сукном", - отметил Мазунин в беседе с корр. ТАСС.
ЗАДЕЛЫ БУДУЩЕГО ГОДА
6,8 млрд рублей предусмотрено в бюджете Приморского края в 2017 году на развитие дорог. При этом на содержание автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения планируется направить большую часть суммы - 2,396 млрд рублей, что больше на 8,1% уровня 2016 года.
Запланировано также строительство несколько важнейших для региона дорог. В частности, продолжатся работы на новой скоростной трассе Владивосток - Находка - Порт Восточный (часть транспортного коридора "Приморье-1"). В 2017 году работы будут идти на участке с 43 по 83 км трассы. В планах на 2017 год - строительство дороги в ТОР "Михайловский", нескольких мостовых переходов, в том числе до села Кроуновка Уссурийского городского округа. Мост, ведущий к этому селу, смыло паводком еще в 2015 году, а за 2016 год населенный пункт четыре раза оставался без связи с "большой землей" из-за размыва временной переправы.
Финансирование проведения дорожных работ в Якутии в этом году составило 19,2 млрд рублей, что на 5% больше. До конца года весь объем финансирования будет полностью освоен, сообщил ТАСС замминистра транспорта и дорожного хозяйства республики Сергей Владимиров. В 2017 году на развитие федеральных дорог в Якутии будет направлено 10,7 млрд рублей, в том числе на строительство и реконструкцию - 3,7 млрд рублей, на капитальный ремонт, ремонт и содержание - 7 млрд рублей. Предельные параметры бюджета по дорожному хозяйству в части региональных и местных дорог пока утверждены в сумме 3,7 млрд рублей.
В Хабаровском крае на дороги в этом году потратят около 3,5 млрд рублей. Объем бюджетных ассигнований регионального дорожного фонда в будущем году составит 4,3 млрд рублей. Средства направят на строительство, капитальный ремонт и содержание дорог. Из этих средств местные бюджеты получат около 1,2 млрд рублей субсидий на софинансирование расходных обязательств.
Как отметил зампред правительства Хабаровского края Шихалев, с федеральным правительством ведется работа по привлечению дополнительных средств на реконструкцию дорожного сети в Комсомольске-на-Амуре и модернизацию дороги Хабаровск - Комсомольск-на-Амуре.
Ранее президент России Владимир Путин в послании Федеральному собранию сказал, что в Москве и Санкт- Петербурге уже реализуются масштабные программы по модернизации дорожной сети, со следующего года такие проекты должны начаться и в других крупных городах и городских агломерациях, где проживают около 40 млн человек.
"Для изменения качества жизни на Дальнем Востоке, сокращения оттока населения нужно развивать транспортную инфраструктуру. Длительный инвестиционный цикл дорожных проектов (от 10 лет) требует стратегического планирования дорожной сети на 10-15 лет. Важность проблем развития дорожного хозяйства требует принятия национальной программы модернизации и развития автомобильных дорог", - сказал ТАСС доцент Инженерной школы Дальневосточного федерального университета (ДВФУ), советник Российской академии архитектуры и строительных наук (РААСН) Лев Ким.
ДОЛГОСРОЧНЫЕ ИНВЕСТИЦИИ НА УСЛОВИЯХ КОНЦЕССИИ
Крупнейшими инвестиционными проектами в области дорожного хозяйства на Дальнем Востоке можно на сегодняшний день считать строительство автодороги "Обход Хабаровска" и создание транспортных коридоров "Приморье-1" и "Приморье-2" с автодорожной частью и привлечением инвесторов из Китая. И хабаровский, и приморский проекты планируется реализовать на условиях концессии и государственно-частного партнерства.
В частности, приморские власти ведут переговоры с крупной китайской корпорацией "Лунцзянь". Как отметил губернатор Приморского края Владимир Миклушевский, эти проекты требуют больших капиталовложений, и Приморье готово заключить с партнером концессионное соглашение, предусматривающее возврат инвестиций и дивиденды от дохода.
"Концепция развития транспортных коридоров была презентована на втором Восточном экономическом форуме. Финансовая модель одобрена правительством страны, предлагаем инвесторам форму государственно-частного партнерства. Уверен, реализация этих проектов принесет большой экономический эффект не только Приморскому краю, но и соседним провинциям Китая", - подчеркнул Владимир Миклушевский.
Транспортный коридор "Приморье-1" свяжет в том числе автодорогой приграничный китайский город Суйфэньхэ, станцию Гродеково, Пограничный район Приморья и порты на востоке края. По этому коридору грузы из китайской провинции могут следовать кратчайшим маршрутом в страны Азиатско- Тихоокеанского региона через российские порты на востоке Приморья.
В сентябре в рамках создания этого коридора был сдан первый участок новой современной автотрассы - 18 км в обход города Артема, готовы приступить к следующему этапу - Большого Камня. Транспортный коридор "Приморье-2" свяжет порты юго-запада Приморья - Посьет, Зарубино и Славянку - с провинциями Китая.
"ПЛАТОНОВЫ" РЕШЕНИЯ ДЛЯ ОБХОДА ХАБАРОВСКА
Хабаровские власти считают, что строительство автодороги в обход Хабаровска на условиях ГЧП и концессионного соглашения с Региональной концессионной компанией - это первый на Дальнем Востоке проект государственно-частного партнерства.
Срок строительства автодороги "Обход Хабаровска" составит четыре года, срок возврата частных инвестиций, вложенных в проект на условиях частно-государственного партнерства, - 15 лет эксплуатации дороги концессионером. "Переговоры с концессионером - Региональной концессионной компанией - находятся на завершающей стадии, на 12 декабря запланировано подписание концессионного соглашения. Нам удалось в процессе переговоров снять все разногласия, оговорить окончательную стоимость проекта - 41,1 млрд рублей, условия и сроки строительства и ход эксплуатации", - рассказал на пресс-конференции зампред правительства Хабаровского края Василий Шихалев.
Источником финансирования проекта со стороны федерации должны стать средства системы оплаты за проезд большегрузных автомобилей "Платон". В 2016 году они составят около 20 млрд рублей, вдвое больше ожидается в 2017 году. По словам Шихалева, на средства "Платона" претендуют сейчас пять проектов государственно-частного партнерства в сфере дорожного строительства, но хабаровский проект - "самый лучший по степени его готовности к началу реализации".
Из 41,1 млрд рублей чуть более 18 млрд рублей выделит федеральный бюджет, 12 млрд - частный капитал и 11,099 млрд - Хабаровский край, объяснил зампред. Платная трасса "Обход Хабаровска 13-42 км" призвана разгрузить центр города Хабаровска от транзитного транспорта и связать площадки территории опережающего развития (ТОР) "Хабаровск", а в перспективе - Китай (через Большой Уссурийский остров) и порты Хабаровского края (автодорога Хабаровск - Лидога - Ванино), а также ТОР "Хабаровск" и ТОР "Комсомольск".
Протяженность автодороги - почти 27 км. Проезжая часть шириной 15 метров, 4 полосы движения и максимальная разрешенная скорость 120 км/час позволит пропускать до 96 тыс. автомобилей в сутки. Трасса будет проходить через 5 транспортных развязок, 24 моста и путепровода. Также на различных участках установят 5 пунктов взимания платы барьерного типа.
Строительство будет осуществляться на условиях концессии, концессионер - ООО "Региональная концессионная компания" - консорциум АО "Газпромбанк" (25%), группы компаний "ВИС" (75%), строительный партнер - ОАО "Сибмост".
ПРОБЛЕМЫ ДОРОЖНОЙ СЕТИ
Среди факторов, влияющих на плохое качество строительства и ремонта дорог доцент Инженерной школы Дальневосточного федерального университета (ДВФУ), советник РААСН Лев Ким назвал отставание темпов развития дорожной сети от темпов роста автомобильных перевозок, которое ведет к возникновению системных транспортных заторов на внутригородских дорогах; коррупцию и недофинансирование; краткосрочную систему финансирования дорожного строительства, ведущую к удорожанию стоимости строительства.
По его словам, развитие транспортной инфраструктуры сдерживают зависимость регионов от федерального бюджета, неэффективность расходования средств на содержание дорог, дороговизна строительных материалов и недостаток квалифицированных кадров.
"На плохое качество строительства и ремонта дорог влияют моральное старение норм и сметных нормативов (устаревшая система ценообразования в дорожном строительстве); низкая инвестиционная привлекательность строительства дорог, препятствующая государственно-частному партнерству; недостаточный мониторинг состояния и развития сети дорог; недостаточное внедрение системы контроля достигаемых результатов и оценки эффективности управленческих решений", - сказал Ким.
По словам эксперта, чтобы решить существующие проблемы транспортной инфраструктуры на Дальнем Востоке, необходимо, в частности, оптимизировать соотношение расходов на строительство, ремонт и эксплуатацию, а также способствовать развитию дорожных предприятий. Это помогло бы ликвидировать монополизм, существующий сейчас в этой сфере, и создать здоровую конкуренцию.
Кроме того, считает Ким, необходимо привлекать к уголовной ответственности и отзывать допуски за грубое нарушение технологий строительства и ремонта и ввести общественный контроль за строительством и ремонтом дорог. Также, по его мнению, необходимо обновить нормативную базу, разработать территориальные строительные нормы, руководства и методики, включая сметные нормативы и обеспечить жесткий контроль выполнения на всех этапах работ.
"Встречные полосы должны иметь конструктивный разделитель; необходимо использовать системы подогрева наиболее нагруженных трасс в зонах с температурой ниже минус 10 градусов; обеспечить жесткий контроль весогабаритных параметров транспортных средств (большегрузов); внедрить "контракты жизненного цикла", гарантийный период эксплуатации подрядчиком до 24 лет в зависимости от категории дороги и вида дорожных одежд", - считает Ким.
НА КОНТРОЛЕ ОБЩЕСТВЕННОСТИ
Состояние дорожного хозяйства находится в центре внимания региональных активистов Общероссийского народного фронта. Так сахалинские "фронтовики" сетуют на ямочный ремонт дорог в регионе, а хабаровские - на низкую эффективность работы дорожных региональных предприятий.
"Больше всего нам не нравится ямочный ремонт. В свое время губернатор (Олег Кожемяко - прим. ТАСС) пришел и сказал - ямочного ремонта больше не будет! Первый год продержались, а в этом - все повторяется, этого ремонта хватает на год самое большее. Весной, когда начинается таянье снега, дорожное покрытие сдувается, и приходится опять тратить деньги и делать ремонт", - сказал ТАСС представитель регионального штаба ОНФ Анатолий Кобелев.
Как пример он привел дорогу Анива-Таранай на юге Сахалина. "Ежегодно тратят огромные деньги, а те же ямы на тех же местах", - сказал Кобелев. По мнению собеседника агентства, в настоящее время, когда дорожный фонд передан в ведение муниципалитетов, навести порядок на дорогах области можно и нужно.
"Раньше в районах не было средств на содержание дорог, область выдавала в зависимости от количества населения, от протяженности трасс. Сейчас в районах дорожный фонд, и если его целенаправленно распределять и правильно делать ремонт с гарантией на пять лет, я думаю, что порядок на дорогах можно навести", - отметил представитель регионального штаба ОНФ.
Он сообщил, что региональное отделение ОНФ постоянно держит на контроле ситуацию с дорогами в области. "Работаем, собираем документы, держим все на контроле. По проблемным моментам постоянно обращаемся к муниципальным и областным властям", - сказал Кобелев.
В свою очередь, сопредседатель Хабаровского регионального отделения ОНФ Сергей Мазунин отмечает, что необходимо реформировать систему управления дорожным хозяйством и предприятиями дорожной отрасли. "Наши общественные рекомендации по итогам 2015 года в части реформ в дорожной отрасли так и остались лежать "под сукном", - отметил Мазунин в беседе с корр. ТАСС.
ЗАДЕЛЫ БУДУЩЕГО ГОДА
6,8 млрд рублей предусмотрено в бюджете Приморского края в 2017 году на развитие дорог. При этом на содержание автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения планируется направить большую часть суммы - 2,396 млрд рублей, что больше на 8,1% уровня 2016 года.
Запланировано также строительство несколько важнейших для региона дорог. В частности, продолжатся работы на новой скоростной трассе Владивосток - Находка - Порт Восточный (часть транспортного коридора "Приморье-1"). В 2017 году работы будут идти на участке с 43 по 83 км трассы. В планах на 2017 год - строительство дороги в ТОР "Михайловский", нескольких мостовых переходов, в том числе до села Кроуновка Уссурийского городского округа. Мост, ведущий к этому селу, смыло паводком еще в 2015 году, а за 2016 год населенный пункт четыре раза оставался без связи с "большой землей" из-за размыва временной переправы.
Финансирование проведения дорожных работ в Якутии в этом году составило 19,2 млрд рублей, что на 5% больше. До конца года весь объем финансирования будет полностью освоен, сообщил ТАСС замминистра транспорта и дорожного хозяйства республики Сергей Владимиров. В 2017 году на развитие федеральных дорог в Якутии будет направлено 10,7 млрд рублей, в том числе на строительство и реконструкцию - 3,7 млрд рублей, на капитальный ремонт, ремонт и содержание - 7 млрд рублей. Предельные параметры бюджета по дорожному хозяйству в части региональных и местных дорог пока утверждены в сумме 3,7 млрд рублей.
В Хабаровском крае на дороги в этом году потратят около 3,5 млрд рублей. Объем бюджетных ассигнований регионального дорожного фонда в будущем году составит 4,3 млрд рублей. Средства направят на строительство, капитальный ремонт и содержание дорог. Из этих средств местные бюджеты получат около 1,2 млрд рублей субсидий на софинансирование расходных обязательств.
Как отметил зампред правительства Хабаровского края Шихалев, с федеральным правительством ведется работа по привлечению дополнительных средств на реконструкцию дорожного сети в Комсомольске-на-Амуре и модернизацию дороги Хабаровск - Комсомольск-на-Амуре.
Ранее президент России Владимир Путин в послании Федеральному собранию сказал, что в Москве и Санкт- Петербурге уже реализуются масштабные программы по модернизации дорожной сети, со следующего года такие проекты должны начаться и в других крупных городах и городских агломерациях, где проживают около 40 млн человек.