22.08.2012 11:04:47 (GMT+12)
Как мы уже сообщали, в Торгово-промышленной палате России по инициативе редакции «ТПП-Информ» состоялся круглый стол, в ходе которого обсуждались актуальные вопросы развития Сибири и Дальнего Востока в контексте предстоящих саммита АТЭС и Байкальского экономического форума. Среди тех, кто принял участие в этом разговоре, был председатель комитета ТПП РФ по логистике Олег Дунаев. Сегодня мы предлагаем ознакомиться с основными тезисами его выступления.
Развитие Сибири и Дальнего Востока точно так же, как вопросы развития экономики России и перевод ее на инновационную модель, во многом зависят от того, сможем ли мы интегрироваться в мировую экономическую систему, в том числе через АТЭС, или останемся на уровне регионального государства. Если процесс интеграции остановить, то мы сможем у себя строить все, что угодно, но значимого эффекта эта работа не даст. А без использования богатейших возможностей региона, в том числе транспортно-логистических, о полноценном взаимодействии в рамках мировой экономики говорить сложно.
Анализ программ развития Сибири и Дальнего Востока, на мой взгляд, свидетельствует о том, что по многим направлениям это, к сожалению, программы вчерашнего дня. Помните, еще в советские времена мы употребляли термин «экстенсивное развитие». Так и эти программы – в первую очередь программы количественные. В них практически не предусматриваются инновационные прорывы. Например, мы говорим о кластерах, но в программе они не стоят в приоритетах. А в Сибири и на Дальнем Востоке объединение социальных, экономических и энергетических вопросов через транспортно-логистическую систему имеет очень важное значение. И наши кластеры должны иметь хорошие связи с аналогичными структурами – как европейскими, так и азиатско-тихоокеанскими. Я считаю, что и предпринимательское сообщество через Торгово-промышленную палату должно этим вопросом более активно заниматься.
Что касается человеческих ресурсов, то здесь нужно обеспечить их максимальную мобильность. Это, на мой взгляд, тоже должно быть увязано с развитием индустриальных кластеров и транспортно-логистических коммуникаций в регионе, а также транспортных коридоров между Европой, Россией и странами АТР.
Конечно, есть здесь необходимость и в создании своих экономических центров (минимум 1-2), по масштабам деятельности сопоставимых с Москвой. Среди прочего они смогут обеспечить и привлекательность жизни в регионе, а это в свою очередь приведет к изменению направления миграционных потоков.
В программах развития Сибири и Дальнего Востока достаточно хорошо прописано участие в этом процессе бизнеса. Мне бы хотелось лишь добавить, что для тех, кто готов работать в регионе, нужно создавать особые условия: убрать административные барьеры, всевластие монополистов, которые зачастую диктуют свои условия. Надо четко отслеживать и влиять на взаимоотношения крупного и малого бизнеса. Может быть, это надо делать через министерство, а еще лучше – через Торгово-промышленную палату.
Ну и одним из самых главных вопросов, влияющих на развитие Сибири и Дальнего Востока, должна стать модернизация существующей там транспортной системы. По этому вопросу у нас есть немало документов. Но давайте попробуем найти в них, например, хотя бы упоминание о строительстве в регионе высокоскоростных магистралей. Это вряд ли удастся. А ведь без высокоскоростных железных дорог трудно говорить о полноценной интеграции. И это не просто благие пожелания. В Китае делают такую дорогу – из Пекина в Маньчжурию. А у нас говорят: давайте сделаем один участок из Забайкальска до Читы двухпутный и еще один – электрифицированный. О скоростных магистралях даже не вспоминают.
Если говорить о модернизации БАМа, то нужно иметь в виду, что стратегических вопросов с его помощью не решить. Местные – возможно, при готовности провести необходимую подготовительную работу. А вот для полноценной интеграции России в мировую экономику мы должны развивать Евро-Азиатскую магистраль в качестве пространства бизнес-инноваций. Это не должен быть только и исключительно транспортный коридор. Это должно быть пространство, где развиваются научно-индустриальные кластеры как основа долгосрочного развития региона.
Записал Станислав КОЗАК.
(ТПП-Информ).
Развитие Сибири и Дальнего Востока точно так же, как вопросы развития экономики России и перевод ее на инновационную модель, во многом зависят от того, сможем ли мы интегрироваться в мировую экономическую систему, в том числе через АТЭС, или останемся на уровне регионального государства. Если процесс интеграции остановить, то мы сможем у себя строить все, что угодно, но значимого эффекта эта работа не даст. А без использования богатейших возможностей региона, в том числе транспортно-логистических, о полноценном взаимодействии в рамках мировой экономики говорить сложно.
Анализ программ развития Сибири и Дальнего Востока, на мой взгляд, свидетельствует о том, что по многим направлениям это, к сожалению, программы вчерашнего дня. Помните, еще в советские времена мы употребляли термин «экстенсивное развитие». Так и эти программы – в первую очередь программы количественные. В них практически не предусматриваются инновационные прорывы. Например, мы говорим о кластерах, но в программе они не стоят в приоритетах. А в Сибири и на Дальнем Востоке объединение социальных, экономических и энергетических вопросов через транспортно-логистическую систему имеет очень важное значение. И наши кластеры должны иметь хорошие связи с аналогичными структурами – как европейскими, так и азиатско-тихоокеанскими. Я считаю, что и предпринимательское сообщество через Торгово-промышленную палату должно этим вопросом более активно заниматься.
Что касается человеческих ресурсов, то здесь нужно обеспечить их максимальную мобильность. Это, на мой взгляд, тоже должно быть увязано с развитием индустриальных кластеров и транспортно-логистических коммуникаций в регионе, а также транспортных коридоров между Европой, Россией и странами АТР.
Конечно, есть здесь необходимость и в создании своих экономических центров (минимум 1-2), по масштабам деятельности сопоставимых с Москвой. Среди прочего они смогут обеспечить и привлекательность жизни в регионе, а это в свою очередь приведет к изменению направления миграционных потоков.
В программах развития Сибири и Дальнего Востока достаточно хорошо прописано участие в этом процессе бизнеса. Мне бы хотелось лишь добавить, что для тех, кто готов работать в регионе, нужно создавать особые условия: убрать административные барьеры, всевластие монополистов, которые зачастую диктуют свои условия. Надо четко отслеживать и влиять на взаимоотношения крупного и малого бизнеса. Может быть, это надо делать через министерство, а еще лучше – через Торгово-промышленную палату.
Ну и одним из самых главных вопросов, влияющих на развитие Сибири и Дальнего Востока, должна стать модернизация существующей там транспортной системы. По этому вопросу у нас есть немало документов. Но давайте попробуем найти в них, например, хотя бы упоминание о строительстве в регионе высокоскоростных магистралей. Это вряд ли удастся. А ведь без высокоскоростных железных дорог трудно говорить о полноценной интеграции. И это не просто благие пожелания. В Китае делают такую дорогу – из Пекина в Маньчжурию. А у нас говорят: давайте сделаем один участок из Забайкальска до Читы двухпутный и еще один – электрифицированный. О скоростных магистралях даже не вспоминают.
Если говорить о модернизации БАМа, то нужно иметь в виду, что стратегических вопросов с его помощью не решить. Местные – возможно, при готовности провести необходимую подготовительную работу. А вот для полноценной интеграции России в мировую экономику мы должны развивать Евро-Азиатскую магистраль в качестве пространства бизнес-инноваций. Это не должен быть только и исключительно транспортный коридор. Это должно быть пространство, где развиваются научно-индустриальные кластеры как основа долгосрочного развития региона.
Записал Станислав КОЗАК.
(ТПП-Информ).