02.08.2012 10:03:05 (GMT+12)
В Московской духовной академии состоялось ректорское совещание, посвященное перспективам открытия в епархиях образовательных центров, осуществляющих обучение мирян по различным направлениям церковного служения. Представители духовных учебных заведений и синодальных отделов Русской Церкви рассказали о накопленном опыте и обсудили варианты дальнейшей работы.
Открывая совещание, ректор Московской духовной академии архиепископ Верейский Евгений напомнил, что Святейший Патриарх Кирилл поставил вопрос об открытии образовательных центров, в которых будут осуществлять подготовку специалистов по различным формам церковного служения (молодежная работа, катехизация, социальная работа, тюремное служение, миссионерское служение и др.) на заседании Высшего церковного совета.
- Многие виды такого рода деятельности возникли спонтанно, без определенной организации. Теперь есть поручение Предстоятеля Церкви рассмотреть вопрос о подготовке профессиональных кадров в этих направлениях, - сказал архиепископ Евгений.
Он отметил, что было бы естественно использовать для этого потенциал духовных учебных заведений и предложил собравшимся поделиться накопленным опытом.
Первый заместитель председателя Учебного комитета Русской Православной Церкви протоиерей Максим Козлов подчеркнул, что следует определиться со статусом образовательных центров.
- Мы можем называть их как угодно, но нужно четко понимать их место в системе государственного образования.
По сути своей, то, о чем говорится – это просто курсы. Другое дело, что можно говорить о развитии более серьезных программ и тогда «держать курс на бакалавриат», В этом случае приходские работники смогут иметь признаваемые государством документы об образовании.
Митрополит Хабаровский Игнатий внес предложение о том, что можно определить стандарты базовых курсов, а определение объемов программ остальных дисциплин оставить на рассмотрение епархий.
Заместитель председателя Отдела по работе с молодежью Вадим Квятковский рассказал опрограммах подготовки приходских работников, которые реализует Отдел. Слушателям курсов выдаются документы о получении образования: тем, кто прошел курс объемом до 72 часов – справка, 72 часа – удостоверение, 144 часа – свидетельство, которое признается государственным.
Исполняющий обязанности первого заместителя председателяОтдела религиозного образования и катехизации игумен Митрофан (Шкурин) предложил несколько вариантов организационно-правовой формы образовательных центров.
Ректор ПСТГУ протоиерей Владимир Воробьев указал на то, что образовательные центры для приходских работников (тем более - краткосрочные курсы) ни в коем случае не должны подменить полноценное богословское (семинарское) образование. По его мнению, человек должен стремится иметь фундаментальное образование и, уже имея его как основу, получать какие-то дополнительные знания, потому что человек, который окончил курсы, не может быть профессионалом и вскоре запас полученных знаний может истощиться и его служение не будет эффективным.
Ректор РПУ игумен Петр (Еремеев) рассказал о факультетах РПУ, которые готовят приходских работников, и напомнил, что по закону религиозное образование могут давать только религиозные учебные заведения, имеющие лицензию. Как вариант, он предложил открывать образовательные центры на базе вузов (например, в РПУ) или семинарий, например, делая центр одним из отделений семинарии наряду с остальными.
Ректор Якутской духовной семинарии игумен Андрей (Мороз) рассказал о дальневосточных реалиях.
В заключение заседания собравшиеся договорились составить документ, который бы отражал основные идеи, высказанные на сегодняшнем совещании, и представить его на рассмотрение Святейшему Патриарху. О составлении конкретных образовательных программ на данном этапе говорить сложно. Ближайшая цель – выработать концепции образовательных центров, учтя весь имеющийся опыт и разные мнения.
«Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные», - этой цитатой из Первого послания к Коринфянам апостола Павла ректоры завершили рабочее совещание.
Открывая совещание, ректор Московской духовной академии архиепископ Верейский Евгений напомнил, что Святейший Патриарх Кирилл поставил вопрос об открытии образовательных центров, в которых будут осуществлять подготовку специалистов по различным формам церковного служения (молодежная работа, катехизация, социальная работа, тюремное служение, миссионерское служение и др.) на заседании Высшего церковного совета.
- Многие виды такого рода деятельности возникли спонтанно, без определенной организации. Теперь есть поручение Предстоятеля Церкви рассмотреть вопрос о подготовке профессиональных кадров в этих направлениях, - сказал архиепископ Евгений.
Он отметил, что было бы естественно использовать для этого потенциал духовных учебных заведений и предложил собравшимся поделиться накопленным опытом.
Первый заместитель председателя Учебного комитета Русской Православной Церкви протоиерей Максим Козлов подчеркнул, что следует определиться со статусом образовательных центров.
- Мы можем называть их как угодно, но нужно четко понимать их место в системе государственного образования.
По сути своей, то, о чем говорится – это просто курсы. Другое дело, что можно говорить о развитии более серьезных программ и тогда «держать курс на бакалавриат», В этом случае приходские работники смогут иметь признаваемые государством документы об образовании.
Митрополит Хабаровский Игнатий внес предложение о том, что можно определить стандарты базовых курсов, а определение объемов программ остальных дисциплин оставить на рассмотрение епархий.
Заместитель председателя Отдела по работе с молодежью Вадим Квятковский рассказал опрограммах подготовки приходских работников, которые реализует Отдел. Слушателям курсов выдаются документы о получении образования: тем, кто прошел курс объемом до 72 часов – справка, 72 часа – удостоверение, 144 часа – свидетельство, которое признается государственным.
Исполняющий обязанности первого заместителя председателяОтдела религиозного образования и катехизации игумен Митрофан (Шкурин) предложил несколько вариантов организационно-правовой формы образовательных центров.
Ректор ПСТГУ протоиерей Владимир Воробьев указал на то, что образовательные центры для приходских работников (тем более - краткосрочные курсы) ни в коем случае не должны подменить полноценное богословское (семинарское) образование. По его мнению, человек должен стремится иметь фундаментальное образование и, уже имея его как основу, получать какие-то дополнительные знания, потому что человек, который окончил курсы, не может быть профессионалом и вскоре запас полученных знаний может истощиться и его служение не будет эффективным.
Ректор РПУ игумен Петр (Еремеев) рассказал о факультетах РПУ, которые готовят приходских работников, и напомнил, что по закону религиозное образование могут давать только религиозные учебные заведения, имеющие лицензию. Как вариант, он предложил открывать образовательные центры на базе вузов (например, в РПУ) или семинарий, например, делая центр одним из отделений семинарии наряду с остальными.
Ректор Якутской духовной семинарии игумен Андрей (Мороз) рассказал о дальневосточных реалиях.
В заключение заседания собравшиеся договорились составить документ, который бы отражал основные идеи, высказанные на сегодняшнем совещании, и представить его на рассмотрение Святейшему Патриарху. О составлении конкретных образовательных программ на данном этапе говорить сложно. Ближайшая цель – выработать концепции образовательных центров, учтя весь имеющийся опыт и разные мнения.
«Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные», - этой цитатой из Первого послания к Коринфянам апостола Павла ректоры завершили рабочее совещание.